У детей до года можно выявить аутизм по вниманию к лицам.


3 апреля 2020

Новое исследование определило биомаркер для более ранней диагностики аутизма, но пока этот метод не готов для применения в условиях обычных клиник

Источник: Spectrum News
 

 

 

Уже в возрасте 6 месяцев у младенцев можно выявить малозаметные проявления аутизма. Об этом говорится в результатах нового исследования (1). Аутичные младенцы в возрасте до одного года обращают меньше внимания на лица других людей в определенных ситуациях социального взаимодействия.

На данный момент в США диагноз «расстройство аутистического спектра» может быть поставлен уже в 18 месяцев. Однако средний возраст диагностики аутизма у детей – 4 года. Это значит, что значительная часть детей с аутизмом не имеет возможности получить очень важную раннюю помощь, которая может улучшить качество всей последующей жизни. (Также смотрите: «Что такое раннее вмешательство для детей с аутизмом»).

Новые данные могут помочь ставить диагноз детям в самом раннем возрасте, что поможет им получать терапию как можно раньше. (Также смотрите: «На что направлена терапия детей самого младшего возраста»).

«Вы не можете просто сесть и поговорить с младенцем, чтобы определить, есть ли у него аутизм», – говорит ведущий автор исследования, Катаржина Чаварска, профессор детской психологии в Йельском университете, США.

Во время выполнения двух из пяти социальных заданий младенцы, которые меньше всего смотрели на лицо исследователя, проявляли наиболее тяжелые аутистические черты в возрасте 18 месяцев. Эти различия были не очевидными – обычный наблюдатель ничего бы не заметил, говорит Чаварска.

Однако компьютерный анализ видеозаписей взаимодействия с младенцами смог выявить значительную разницу в зрительном внимании у тех младенцев, у которых позднее был диагностирован аутизм.

Новые данные соответствуют результатам более ранних исследований. «Младенцы, у которых позднее диагностируют аутизм, иначе реагируют на социальную информацию», – говорит Джеральдин Доусон, профессор психиатрии и поведенческих наук Университета Дьюка, США, которая не принимала участия в данном исследовании.

Благодаря исследованию также была получена совершенно новая информация, отмечает Доусон: аутичные младенцы ведут себя иначе, чем нейротипичные ровесники, только в тех ситуациях, которые связаны с контактом глазами, речью и физическим контактом. Эти результаты указывают на возможные направления терапии для детей раннего возраста.

«Почему в определенных ситуациях социального взаимодействия зрительный контакт этих детей более типичный? – говорит она. – Если мы сможем это понять, то это подсказка, как развивать социальную вовлеченность младенцев с риском аутизма».

 

Первые отличия при аутизме у детей

 

Чаварска и ее коллеги провели исследование среди 127 «младенцев-сиблингов» – детей, у старшего брата или сестры которых был диагностирован аутизм, а значит, у них был повышенный риск аутизма, и среди 49 младенцев без аутичных братьев или сестер. Среди младенцев-сиблингов у 21 впоследствии был диагностирован аутизм, а у 74 была какая-то задержка или атипичные особенности развития, остальные дети развивались типичным образом.

Команда ученых записала видео исследователя, пытающегося взаимодействовать с младенцами в возрасте 6, 9 и 12 месяцев во время пяти разных социальных задач: звать ребенка по имени и устанавливать зрительный контакт; щекотать младенца; петь детскую песенку; играть в «ку-ку»; показывать, как работает игрушка.

Младенцы, у которых в дальнейшем диагностировали аутизм, значительно меньше времени смотрели на лицо исследователя, если их звали по имени или щекотали. Во время трех других ситуаций они вели себя точно так же, как и дети из контрольной группы. Результаты исследования были опубликованы в февральском номере журнала Американской академии детской и подростковой психиатрии (Macari S. et al. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry Epub ahead of print (2020).

«Это одни из самых первых измеряемых отличий в поведении младенцев, у которых впоследствии диагностировали аутизм», – говорит Лонни Звайгенбаум, профессор и директор по исследованиям аутизма в Альбертском университете, Канада, который не участвовал в исследовании.

 

Следующие шаги для ранней диагностики аутизма

 

Данный метод может стать частью мер по диагностике аутизма у детей до года, если автоматизировать процесс анализа видео, говорит Звайгенбаум. Однако это потребует исследований индивидуальных реакций младенцев, а не просто разницы между группами.

Метод может стать наиболее многообещающим, если выявить конкретные экспериментальные задания (или комбинацию заданий), во время которых разница между аутичными и не аутичными детьми будет наиболее заметна. «Для того, чтобы превратить этот сигнал в клинически релевантный инструмент, нам нужно будет увеличить этот сигнал», – говорит Чаварска.

Для этой цели ее команда разработала двухступенчатый план: определить социальные ситуации, которые в наибольшей степени выявляют различия между младенцами с аутизмом и без, и провести исследования, которые покажут механизмы, отвечающие за эти различия.

Сейчас ученые работают над следующим исследованием, цель которого сравнить различия в обучении реакциям на социальные стимулы среди аутичных и типичных детей. В этом исследовании, говорит Чаварска, можно будет получить «еще больше доказательств» того, что аутичные младенцы по-другому реагируют на лица людей.


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!