Тэмпл Грандин – 7 советов для лучшей жизни с аутизмом


7 июля 2020

Мама двух детей с аутизмом о том, как ей и другим родителям могут помочь рекомендации всемирно известной аутичной исследовательницы животных, писательницы и активистки

Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie
Источник: Autism Awareness Centre
 

 

 

Не так давно я организовала уже десятую встречу с автором в книжном магазине для Тэмпл Грандин во время конференции по аутизму в Эдмонде, Канада. Тэмпл Грандин всегда вдохновляет и мотивирует благодаря всему, чего она добилась за свою долгую карьеру. Ее бесконечная энергия и энтузиазм заставляют вас забыть, что ей уже 72 года. Я с удовольствием слушала, как она общается с делегатами конференции, раздавая автографы, и с не меньшим удовольствием я слушала ее выступление перед большой аудиторией. Особенно важны ее советы, которые она предложила тем родителям, которые не знают, что можно сделать сейчас, чтобы улучшить будущие перспективы для их детей.

 

Максимально используйте «поводы для обучения» в повседневной жизни

 

Тэмпл много рассказывает о своем воспитании в 1950-х годах. Она считает, что то, как ее учила мама, было одним из главных ключей к ее успеху. Когда Тэмпл делала что-то неправильно, ее мама никогда не говорила «нет» или «прекрати». Вместо этого она объясняла или показывала, как поступать правильно. Например, если Тэмпл вертела вилку над головой, мама говорила, положить вилку на тарелку. Если она трогала товары в магазине, мама говорила ей брать только то, что она собирается купить. Ее мама всегда предлагала ей конкретные, прямолинейные инструкции, которым она могла следовать. Нельзя просто говорить «нет» и не объяснять, что ребенок должен делать. Давайте спокойные и простые инструкции и предоставляйте ребенку достаточно времени, чтобы их понять.

 

Мысленно сосчитайте до 5, прежде чем отвечать или делать что-то за ребенка

 

Тэмпл также говорит о том, что у людей с аутизмом время реакции может быть больше, и важно давать им больше времени на то, чтобы понять речь. Она сравнивает восприятие информации при аутизме с компьютером с медленным Интернет-соединением. Я сама начала ждать 5 секунд, прежде чем подсказывать моим детям, что сказать. Поначалу может показаться, что это слишком большая пауза, но этих 5 секунд обычно достаточно, чтобы дети смогли дать ответ. Привычка слишком быстро приходить детям на помощь может мешать им стать самостоятельными.

Тэмпл вспоминает интересную ситуацию, которая произошла в детском саду, когда ей было пять лет:

«Я помню один очень неприятный момент, когда мне не дали достаточно времени, чтобы ответить. Нам дали задание обвести картинки, на которых были предметы на букву С. Я обвела чемодан, посчитав, что это сумка. Учительница отметила это как ошибку, и она говорила слишком быстро, так что я не могла объяснить, что у меня дома это называют сумками. Я не могла ответить ей достаточно быстро. Если бы она подождала 2-3 секунды, она бы увидела, что я понимаю, что такое слово на букву С».

 

Ограничивайте доступ к технологиям ради «работы руками»

 

Тэмпл – сторонница «ограниченного экранного времени» ради того, чтобы делать что-то своими руками. Непосредственная работа с материалами позволяет лучше понять концепции формы, тяжести, текстуры, запаха и так далее, а также развить творческие способности. Проблемы мелкой моторики, характерные для аутизма, можно улучшить благодаря регулярной практике, а работа над рукотворными проектами может стать интересным способом досуга. Когда дети что-то мастерят, они учатся очень многому, в том числе, как справляться со своими ошибками и решать практические задачи.

В своей последней книге Тэмпл рассматривает научную основу изобретений и то, как самые разные люди создают новое или улучшают уже существующие идеи. Она говорит о том, как молодые изобретатели мыслят, и как важно для них постоянно что-то разбирать, пробовать и переделывать. В этой книге Тэмпл описывает собственное изобретательство и эксперименты в детстве. Она призывать воплощать свое воображение в реальности и показывает читателям, что не существует «правильного» подхода к любой проблеме.

 

Помогайте ребенку как можно раньше приобретать трудовые навыки

 

Есть множество способов готовить ребенка к работе с самого раннего возраста. Тэмпл рекомендует пробовать волонтерскую работу с возраста 11 лет. Мои собственные дети именно в этом возрасте начали волонтерить на благотворительном рынке. Во многих благотворительных организациях есть потребность в волонтерах на самую простую работу, например, упаковывать почтовые конверты для большой почтовой рассылки. В церкви часто можно найти небольшие и непродолжительные рабочие дела. Можно за небольшую плату выгулять собаку соседа, или можно помочь расставлять стулья в местном общественном центре.

Раннее начало развития рабочих навыков дает нашим детям необходимую «фору», позволяет им накопить критическую массу этих навыков. Критическая масса, согласно Тэмпл – это точка, когда человек накопил достаточно информации, чтобы быть успешным в типичных для работы ситуациях, без того, чтобы рядом стоял кто-то и подсказывал. Когда человек достаточно много раз выполнит что-то с помощью и получит самый разнообразный опыт, то произойдет «поворотный момент», и он сможет применять этот навык в самых разных ситуациях.

 

Ограничивайте «экранное время» в целом

 

Мы живем в эпоху высоких технологий с доступными смартфонами, планшетами и компьютерами. Исследования показывают, что люди с аутизмом чаще страдают от зависимости от видеоигр, чем нейротипичные люди. Тэмпл считает, что обязательно нужно следить за тем, чтобы каждый день у ребенка было время «без экрана». Она предлагает 3 рекомендации по ограничению экранного времени:

1. Пусть один прием пищи за общим столом будет без экранов для ВСЕХ, включая родителей.

2. Ограничивайте просмотр видео, игры и другое экранное время без учебной ценности до 10 часов в неделю.

3. Старайтесь находить занятия для всей семьи, когда все могут взаимодействовать друг с другом.

В нашем доме мы стараемся, чтобы у молодежи было много физической активности – плавание, боулинг, йога, аэробика, катание на лошадях. Мой сын 3-4 часа в день читает сам себе вслух. Оба подростка работают волонтерами по 2-3 раза в неделю, чтобы развивать жизненные и рабочие навыки. Моя дочь занимается выпечкой для семьи два утра в неделю, а также сдает бутылки в переработку и может купить несколько продуктов для семьи в ближайшем магазине. Чем больше они заняты, тем меньше будет риск, что они прилипнут к экрану.

 

Поддерживайте участие в простых делах по хозяйству

 

Выполнение домашних дел – это возможность развивать жизненные навыки, следовать списку дел, выполнять задачу в соответствии с расписанием и помогать своей семье.

 

Принимайте различия в разуме

 

Аутичный мозг отличается, но именно благодаря отличиям между человеческими разумами мы добиваемся прогресса. В своей книге «Аутичный мозг: мышление на протяжении спектра» Тэмпл связывает собственный опыт и удивительные последние открытия. Она говорит о достижениях в сканировании мозга и генетических исследованиях, которые связывают науку о мозге с поведением, она даже приводит сканы собственного мозга в качестве иллюстраций и показывает, какие особенности в ее мозге связаны с типичными симптомами аутизма. Ее самый главный тезис – воспитание и образование детей в спектре аутизма не должно сводиться к их слабостям, наука подтверждает наличие их сильных сторон, которые долгое время игнорировались, а значит, есть новые способы как поддержать их уникальный вклад.

Мы должны сказать Тэмпл спасибо за все, что она сделала, чтобы все мы начали лучше понимать людей в спектре аутизма, и за то, что она служила нам отличным ориентиром для наших целей в отношении аутичных детей. И она до сих пор продолжает вдохновлять и дарить надежду людям по всему миру.


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!