Инвалидам - льготы на платное телевидение, адаптированные сайты!


26 мая 2014

 

Минкомсвязь России дает ряд рекомендаций федеральным и региональным органам исполнительной власти по обеспечению информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий.

Речь идет о предоставлении информации инвалидам по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательных функций, с когнитивными и возрастными нарушениями.

Представляется важным отметить следующие общие рекомендации. Целесообразно ввести бесплатные или льготные тарифы на платное телевидение и Интернет (либо компенсации). Необходимо адаптировать сайты. Обеспечивать инвалидов качественными специальными техническими средствами (например, телевизорами с телетекстом, компьютерными мониторами с высоким разрешением и контрастностью, тифлосредствами).

Даны специальные рекомендации в отношении каждой категории инвалидов. Так, для лиц с когнитивными и возрастными нарушениями нужно создавать специализированные интернет-ресурсы и компьютерные программы (реабилитационные, обучающие, познавательные и т. п.). Использовать говорящие книги для инвалидов с нарушениями типа "дислексия" ("словесная слепота").


текст документа:

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 апреля 2014 г. № 108 “Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий”

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 49, ст. 6900) приказываю:

утвердить прилагаемые Методические рекомендации об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий.

Врио Министра

А.К. Волин

Методические рекомендации об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий
(утв. 
приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 апреля 2014 г. № 108)

В целях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:

1. Общие методические рекомендации:

1.1. При разработке и внедрении систем информирования и оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и катастроф учитывать необходимость гарантированного доведения оперативной информации до различных категорий инвалидов.

1.2. Содействовать экономической доступности предоставляемых инвалидам услуг связи, в том числе платного телевидения и доступа к сети Интернет (бесплатные или льготные тарифы, компенсационные выплаты).

1.3. Способствовать развитию сети электронных библиотек и библиотечного обслуживания как одной из форм комплексной реабилитации инвалидов различных категорий.

1.4. Разрабатывать и внедрять информационно-диспетчерские службы в интересах инвалидов различных категорий.

1.5. Адаптировать официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению, а также обеспечить доступ инвалидов к электронным государственным услугам посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом физических возможностей всех категорий инвалидов.

1.6. Предусматривать меры по обеспечению инвалидов качественными техническими средствами, облегчающими или создающими возможность беспрепятственного доступа к электронным и информационным технологиям, в том числе:

- телевизорами с телетекстом;

- компьютерами (в том числе планшетными компьютерами) со специальным программным обеспечением для слабовидящих или невидящих пользователей;

- компьютерными мониторами с высоким разрешением и контрастностью;

- тифлосредствами (программами экранного доступа, брайлевскими дисплеями и принтерами, программами увеличения экрана, звуковыми клавиатурами, говорящими книгами и т.д.);

- мобильными устройствами (смартфонами, телефонами) и навигаторами для инвалидов с нарушениями зрения и слуха;

- ассистивными средствами для инвалидов с нарушениями опорнодвигательных функций.

1.7. Стимулировать производство и распространение всех видов вспомогательных технических средств для инвалидов различных категорий.

2. Рекомендации, касающиеся инвалидов по зрению:

2.1. Обеспечивать оснащение организаций социальной сферы, предоставляющих реабилитационные услуги для инвалидов по зрению, специальными тифлосредствами связи и информации.

2.2. Способствовать созданию государственной системы подготовки и обучения максимального количества инвалидов по зрению навыкам пользования персональным компьютером, мобильным телефоном и тифлосредствами для связи и информации.

2.3. Обеспечивать доступ людей с проблемами зрения ко всему объёму информации и всем формам её представления, развивать технологию тифлокомментирования.

2.4. Обеспечивать инвалидов по зрению современными тифлосредствами для доступа к связи и информационно-коммуникационным технологиям, включая адаптированные компьютеры, через систему индивидуальных программ реабилитации.

3. Рекомендации, касающиеся инвалидов по слуху:

3.1. Обеспечивать скрытое субтитрирование и/или сурдоперевод телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных, региональных телеканалов во всех средах вещания.

3.2. Разрабатывать и внедрять технологические решения по автоматизированной адаптации информационных ресурсов.

3.3. Способствовать внедрению систем текстового сопровождения аудиоинформации в различных организациях, предоставляющих услуги инвалидам по слуху.

3.4. Обеспечивать инвалидов по слуху качественными слуховыми аппаратами и другими сурдотехническими средствами связи и информации, в. том числе приемным оборудованием цифрового телевидения.

3.5. Внедрять компьютерные аппаратно-программные технологии реабилитации инвалидов по слуху (формирование речи, обучение жестовому языку и т.д.).

4. Рекомендации, касающиеся инвалидов с нарушениями опорнодвигательных функций:

4.1. Оказывать содействие инвалидам с нарушениями опорно-двигательных функций в целях индивидуальной адаптации периферийных устройств и использования разнообразных ассистивных устройств для обеспечения возможности пользования персональным компьютером и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (специальные клавиатуры, мыши, сенсорные устройства и т.п.).

4.2. Способствовать созданию программных продуктов и информационных ресурсов для обеспечения дистанционного доступа к знаниям, культурным ценностям и удовлетворения рекреационных потребностей (образовательные, библиотечные, музейные, музыкальные, зрелищные ресурсы, виртуальные путешествия, экскурсии и т.д.).

4.3. Внедрять компьютерные аппаратно-программные технологии реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательных функций (технологии восстановления и развития двигательных функций на основе биологической обратной связи, технологии компьютерной реабилитационной диагностики, компьютерные тренажёры и т.д.).

5. Рекомендации, касающиеся инвалидов с когнитивными и возрастными нарушениями:

5.1. Создавать специализированные интернет - ресурсы и компьютерные программы для людей с когнитивными нарушениями (реабилитационные, обучающие, познавательные и т.п.).

5.2. Использовать специальные говорящие книги для инвалидов с нарушениями типа «дислексия» («словесная слепота»).

5.3. Содействовать созданию адаптированных версий существующих интернет-ресурсов, художественной, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и иной литературы для облегчения их восприятия людьми с когнитивными нарушениями (минимальное использование абстрактных выражений, метафор и «трудных» слов; конкретность, краткость и логичность изложения и т.д.).

5.4. Обеспечивать доступное предоставление устной и письменной информации в различных жизненных ситуациях, создавать системы специального дублирования информации (упрощённые и понятные надписи, предупреждения, объявления, произнесённые в медленном темпе ясным и доступным языком, символы, пиктограммы, рисунки, фотографии, контрастная окраска предметов, и т.д.).