Что может улучшить сон у аутичных подростков
Исследования показали, что большинство аутичных людей испытывают проблемы со сном в течение жизни (Richdale and Schreck, 2009). Самые распространенные проблемы со сном при аутизме включают (Malow et al., 2006, Miano et al., 2007, Giannotti et al., 2008):
- засыпание с большой задержкой;
- частые пробуждения ночью;
- слишком маленькое общее время сна.
Сон очень тесно связан с качеством жизни (Deserno et al., 2019). От него во многом зависит когнитивное и поведенческое функционирование человека. Несмотря на огромное значение сна для многих областей жизни, до сих пор очень редко самих аутичных людей спрашивают о том, что же помогает им спать лучше.
Целью данного исследования было изучить вместе с аутичными подростками, какие практики в течение дня и непосредственно перед отходом ко сну помогают им спать лучше.
Педиатрические подходы к нарушениям сна, как правило, сосредоточены на решении конкретных проблем, поскольку они основаны на жалобах родителей на сон их детей. Особенность этого исследования в том, что оно акцентирует внимание на личном опыте аутичных подростков в отношении сна, и на том, чем является «хороший сон», с их точки зрения.
Для большинства молодых аутичных людей, у которых есть проблемы с засыпанием или ночными пробуждениями, первая рекомендация — применение правил «гигиены сна».
Гигиена сна — это повседневные привычки, предположительно улучшающие сон. Например, не смотреть ни на какие экраны перед отходом ко сну и убедиться, что в спальне темно. Тем не менее, для некоторых аутичных людей это может стать еще одним источником давления подчиняться правилам, написанным нейротипичными людьми для нейротипичных людей.
Исследование
Мы хотели обсудить с участниками их опыт в отношении сна и что они сами считают полезным. Это исследование на основе изучения опыта, которое может дополнить необходимые биомедицинские исследования и подходы в отношении сна.
Мы говорили с 54 аутичными подростками в возрасте от 12 до 17 лет. Мы просили их делать фотографии, использовать предметы и словесно говорить о том, что для них важно в отношении следующих тем:
- место, где они спят, и то, что его окружает;
- занятия и предметы, которые связаны для них со сном;
- занятия, предметы или люди в течение дня и вечера, которые помогают им заснуть или не просыпаться ночью;
- предметы, люди или рисунки, которые связаны для них с мыслями и занятиями, помогающими им уснуть;
- предметы, рисунки или действия, которые показывают, что они чувствуют и думают в отношении своего сна.
Этот качественный подход значит, что аутичные подростки были активными участниками во время сбора и анализа данных. В результате мы получили несколько интересных идей о том, как можно менять распорядок дня аутичных подростков, чтобы улучшить их сон.
Результаты исследования
Исследование позволило выявить четыре ключевых фактора, которые могут играть важную роль в опыте сна аутичных молодых людей:
- специальные интересы;
- физическая активность;
- сенсорная автономия перед отходом ко сну;
- больше контроля и возможностей делать выбор в повседневной жизни.
Специальные интересы
Возможность посвящать время любимым хобби и специальным интересам перед сном помогает подросткам отключиться от проблем и стрессов внешнего мира. Это было верно даже в тех случаях, когда подростки нарушали традиционные советы по гигиене сна (например, об избегании экранов и видеоигр перед сном). Такие занятия помогали подросткам почувствовать комфорт и предсказуемость перед сном.
«Это (игра на барабане) помогает мне избавиться от всей лишней энергии. Перед сном мне позволяют лишь немного времени этим заниматься, минут 15 или типа того. (…) Потом я чувствую себя очень расслабленно».
«Я все время улыбаюсь и очень счастлив. Как когда я построил свой собственный замок и конуру для моей собаки в „Майнкрафт“ (…), это не настоящая жизнь, и это самое главное».
Физическая активность
Возможности практиковать физическую активность на своих собственных условиях и делать те физические упражнения, которые им нравятся, были полезны и способствовали позитивному настрою перед сном.
«Мне нравится играть в баскетбол… Не в команде, а одному бросать мяч в корзину. Я очень хорошо бросаю мяч. Я люблю мой мяч. (…) Потому что я расслабляюсь, а когда я расслабляюсь, я чувствую, что устал, и быстро засыпаю».
«Плавание. (…) Я думаю, я быстрее засыпаю в те дни, когда я плавал».
Физические упражнения связаны с уменьшением и стабилизацией уровня кортизола (McDonnell et al., 2015, pp. 311–322), что может оказать благотворное влияние на сон.
Сенсорная автономия перед отходом ко сну
Это исследование показало важность сенсорных проблем с точки зрения сна. Например, это касается прикосновений, ощущений и запаха от одежды для сна и постельного белья. Аутичные подростки объясняли, что у них есть индивидуальные правила гигиены сна, которые связаны с потребностью в подходящей для них сенсорной стимуляции.
«Я очень чувствительный, когда надо спать. У меня есть специальная одежда, которая помогает не думать об ощущениях на коже».
«Я держу вот это [указывает на фото, на котором она держит плюшевого кролика], тогда я знаю, где моя рука (…). Моему телу тогда комфортнее».
Кроме того, большую роль играло предсказуемое и близкое общение с членами семьи перед сном. Оно обеспечивало эмоциональную теплоту и чувство безопасности, которые были очень важны для аутичных подростков и которые помогали им выспаться ночью.
Чувство контроля над своей жизнью в течение дня
Исследование показало, как важно для участников было «чувствовать себя хорошо» в течение дня, чтобы хорошо спать ночью. Хорошо себя позволяли чувствовать занятия, интересы, обучение и социальный опыт в школе или вне ее, которые соответствовали их потребностям. Способность больше контролировать свой распорядок дня и делать выбор в отношении того, что делать в школе и дома, были связаны с позитивными чувствами и помогали лучше спать.
«Счастливые мысли в кровати (…) когда знаешь, что завтра я буду говорить в школе с теми, кто мне нравится, помогают уснуть (…) иногда все зависит от счастливых мыслей».
Терапевтам, которые занимаются проблемами сна, очень важно уделять внимание чувству контроля у аутичных людей и их семей, оценивать влияние событий в течение дня и стремиться к балансу между тем, что подростку необходимо делать, и тем, что он сам выбирает делать.
Заключение
Исследование предоставило доказательства того, что специалисты должны не просто учить аутичных подростков стандартным правилам гигиены сна, но сотрудничать с ними, чтобы определить индивидуальные привычки, которые способствуют лучшему сну. В частности, важно уделять внимание предсказуемым занятиям в течение дня, гибкости в достижении сенсорного комфорта, а также личным интересам, отношениям и предметам, которые могут способствовать сну.
Ссылки:
Pavlopoulou, G., (2020). A Good Night’s Sleep: Learning About Sleep From Autistic Adolescents’ Personal Accounts. Frontiers in Psychology, 22 December.
Нет комментариев. Ваш будет первым!