"Кемерово" про нас!


29 января 2019
Тропинка в большую жизнь
 
Ещё несколько лет назад аутизм считался довольно редким явлением. Когда специалисты научились определять различные нарушения при аутистических расстройствах, стало понятно, что они есть примерно у каждого сотого ребёнка.
 
Это привело к тому, что такой диагноз стали ставить чаще. Но возможность полноценной адаптации, к сожалению, остаётся на невысоком уровне. В стране не хватает соответствующих специалистов и центров. Софья Колядина, мама десятилетней Ольги с подтверждённым диагнозом «аутизм», вспоминает, что, несмотря на раннее диагностирование заболевания, пока девочке не исполнилось пять лет, она не могла найти никого, кто бы начал заниматься с дочерью.
– Дети с аутизмом очень тяжело поддаются педагогическому воздействию. У них серьёзные поведенческие нарушения, снижена мотивация. Даже преподаватели с отличным образованием и большим стажем редко могут их чему-то научить, – с грустью говорит Софья. – Олю не принимали в детский сад, а платные специалисты отказывались от неё после первого занятия.
После долгих поисков Софья узнала о кемеровской городской общественной организации «Интеграция», которая работает с детьми, имеющими ментальные нарушения. Для семьи это стало спасением.
– Для таких детей нет ничего лучше, – считает Софья Колядина. В центре нас не просто взяли на занятия, а нашли подход к ребенку. Я вижу, как организация развивается и растет вместе с нашими детьми. Сначала дочь учили просто говорить, читать, писать. Теперь, когда она с этим справилась, приступили к трудовой терапии.
Основная задача «Интеграции» – не просто дать детям определенные навыки, а улучшить качество жизни, ведь они тяжело приспосабливаются к быту, часто не могут самостоятельно себя обслуживать. Им сложно делать элементарные для здорового человека вещи: налить тарелку супа, заправить постель, помыть пол.
– Основное состояние такого ребенка – ничегонеделание. Он многого не может и не хочет. Наши преподаватели стимулируют развитие, помогают осваивать и закреплять новые поведенческие навыки, – рассказывает председатель кемеровской городской общественной организации помощи детям и взрослым с нарушениями развития аутистического спектра «Интеграция» Лариса Машкова.
В прошлом году «Интеграция» выиграла грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и приступила к реализации проекта «Теремок».
– Это курсовое обучение детей самостоятельному проживанию независимо от взрослых, – поясняет Лариса Юрьевна. – Происходит это в специально оборудованном помещении с земельным участком на улице Карболитовской. В учебных целях воспитанники некоторое время проживают в центре и даже остаются ночевать под присмотром педагогов.
В проекте принимают участие только подготовленные подростки, адаптировавшиеся к педагогам, прошедшие индивидуальные занятия. Переход к полному дню происходит постепенно.
– Ни одна общественная организация за Уралом не делает ничего подобного. Это стало возможным благодаря колоссальной поддержке городских властей, – говорит Лариса Машкова. – Нам выделили в социальную аренду помещение с территорией, где мы и организовали обучение деток.
Сегодня «Интеграция» обслуживает до 50 человек ежедневно, оказывая социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и социально-трудовые услуги. Организация входит в государственный перечень поставщиков социальных услуг, что помогает частично компенсировать затраты родителей.
– В 2018 году компенсацию получили 20 семей. В 2019-м планируем увеличить их количество до 30. Стараемся привлечь дополнительные средства за счет грантов и конкурсов, чтобы сделать наши услуги доступными.
Здесь уделяют особое внимание мамам и папам, ведь им тоже необходима поддержка. Они могли отправить особенных детей в специализированные учреждения, но не только не сделали это, но и продолжают ежедневно бороться за их счастье и здоровье.
– Конечно, семьи находятся в стрессе. Даже самые благополучные и позитивно настроенные взрослые испытывают усталость. Мы разговариваем с ними, объясняем наши совместные задачи и показываем новое состояние детей. То, что иногда пугает, может оказаться позитивным изменением, поэтому так важно все проговаривать, – считает Лариса Юрьевна.
Кроме учебно-коррекционной деятельности «Интеграция» активно занимается просветительской работой, выпускает справочники по диагностике аутизма и первой помощи, которые распространяет бесплатно. В прошлом году проведено десять семинаров для специалистов и родителей на тему «Аутизм: ждать или действовать». Их посетило более 100 человек.
В центре трудятся увлеченные преподаватели, убежденные в том, что нельзя действовать по одной и той же схеме со всеми воспитанниками. Елена Цимфер получила второе высшее образование специально, чтобы помогать детям с аутизмом, и уже пять лет является сотрудником «Интеграции».
– Первые два года были самыми сложными, почти не было никакой литературы, – вспоминает Елена Владимировна Цимфер, преподаватель-дефектолог. – Нас обучала всему Лариса Юрьевна, директор центра. Показывала на деле, как, что и отчего происходит. Сейчас, когда уже понимаешь механизмы патологий и можешь выстроить грамотную стратегию и тактику улучшений, с каждым новым ребенком получаешь такую практику и профессиональный рост, который больше нигде, пожалуй, невозможен.
В названии организации присутствует слово «взрослые». На самом деле в нашей стране практически не существует центров, которые занимаются проблемами людей с аутизмом старше 18 лет.
– Дети взрослеют. И те, кто не способен пойти в училище и освоить рабочую специальность, скажем, швеи или слесаря, выходят из какого-либо процесса вообще. Человек получает группу инвалидности, ему назначают пенсию, и он остается сидеть дома. Все полученные знания и умения постепенно теряются без дополнительной стимуляции, ведь мозг либо развивается, либо деградирует, – говорит Софья Колядина, мама особенного ребенка.
В этом году первый воспитанник «Интеграции» достигнет совершеннолетия. Для него и других подрастающих ребят на территории центра организуют теплицу, где они смогут продолжать обучение, приносить пользу как активные представители общества.
– В дальнейшем планируем создать цеха для работы наших особенных взрослых. Ведь они способны жить с максимальной пользой для себя, радовать близких. А мы в этом поможем, – делится планами председатель «Интеграции» Лариса Машкова.
Светлана БУЛАЕВА.
 
ВРЕЗКА:
Если аутизм диагностируется до двух лет и сразу встраивается в систему прогрессивной помощи, то есть шанс полноценной компенсации к школьному возрасту.
Ребенка следует показать специалистам, если он:
• не смотрит в глаза родителям или на их лицо, редко улыбается;
• не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки;
• не «гулит» к 12 месяцам;
• не говорит простых слов к 16 месяцам;
• не произносит простых фраз к 24 месяцам;
• агрессивен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению;
• играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам;
• неадекватно реагирует на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!