Подробности
Присоединяйтесь
"Кемерово" про нас!
29 января 2019
Тропинка в большую жизнь
Ещё несколько лет назад аутизм считался довольно редким явлением. Когда специалисты научились определять различные нарушения при аутистических расстройствах, стало понятно, что они есть примерно у каждого сотого ребёнка.
Это привело к тому, что такой диагноз стали ставить чаще. Но возможность полноценной адаптации, к сожалению, остаётся на невысоком уровне. В стране не хватает соответствующих специалистов и центров. Софья Колядина, мама десятилетней Ольги с подтверждённым диагнозом «аутизм», вспоминает, что, несмотря на раннее диагностирование заболевания, пока девочке не исполнилось пять лет, она не могла найти никого, кто бы начал заниматься с дочерью.
– Дети с аутизмом очень тяжело поддаются педагогическому воздействию. У них серьёзные поведенческие нарушения, снижена мотивация. Даже преподаватели с отличным образованием и большим стажем редко могут их чему-то научить, – с грустью говорит Софья. – Олю не принимали в детский сад, а платные специалисты отказывались от неё после первого занятия.
После долгих поисков Софья узнала о кемеровской городской общественной организации «Интеграция», которая работает с детьми, имеющими ментальные нарушения. Для семьи это стало спасением.
– Для таких детей нет ничего лучше, – считает Софья Колядина. – В центре нас не просто взяли на занятия, а нашли подход к ребенку. Я вижу, как организация развивается и растет вместе с нашими детьми. Сначала дочь учили просто говорить, читать, писать. Теперь, когда она с этим справилась, приступили к трудовой терапии.
Основная задача «Интеграции» – не просто дать детям определенные навыки, а улучшить качество жизни, ведь они тяжело приспосабливаются к быту, часто не могут самостоятельно себя обслуживать. Им сложно делать элементарные для здорового человека вещи: налить тарелку супа, заправить постель, помыть пол.
– Основное состояние такого ребенка – ничегонеделание. Он многого не может и не хочет. Наши преподаватели стимулируют развитие, помогают осваивать и закреплять новые поведенческие навыки, – рассказывает председатель кемеровской городской общественной организации помощи детям и взрослым с нарушениями развития аутистического спектра «Интеграция» Лариса Машкова.
В прошлом году «Интеграция» выиграла грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и приступила к реализации проекта «Теремок».
– Это курсовое обучение детей самостоятельному проживанию независимо от взрослых, – поясняет Лариса Юрьевна. – Происходит это в специально оборудованном помещении с земельным участком на улице Карболитовской. В учебных целях воспитанники некоторое время проживают в центре и даже остаются ночевать под присмотром педагогов.
В проекте принимают участие только подготовленные подростки, адаптировавшиеся к педагогам, прошедшие индивидуальные занятия. Переход к полному дню происходит постепенно.
– Ни одна общественная организация за Уралом не делает ничего подобного. Это стало возможным благодаря колоссальной поддержке городских властей, – говорит Лариса Машкова. – Нам выделили в социальную аренду помещение с территорией, где мы и организовали обучение деток.
Сегодня «Интеграция» обслуживает до 50 человек ежедневно, оказывая социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и социально-трудовые услуги. Организация входит в государственный перечень поставщиков социальных услуг, что помогает частично компенсировать затраты родителей.
– В 2018 году компенсацию получили 20 семей. В 2019-м планируем увеличить их количество до 30. Стараемся привлечь дополнительные средства за счет грантов и конкурсов, чтобы сделать наши услуги доступными.
Здесь уделяют особое внимание мамам и папам, ведь им тоже необходима поддержка. Они могли отправить особенных детей в специализированные учреждения, но не только не сделали это, но и продолжают ежедневно бороться за их счастье и здоровье.
– Конечно, семьи находятся в стрессе. Даже самые благополучные и позитивно настроенные взрослые испытывают усталость. Мы разговариваем с ними, объясняем наши совместные задачи и показываем новое состояние детей. То, что иногда пугает, может оказаться позитивным изменением, поэтому так важно все проговаривать, – считает Лариса Юрьевна.
Кроме учебно-коррекционной деятельности «Интеграция» активно занимается просветительской работой, выпускает справочники по диагностике аутизма и первой помощи, которые распространяет бесплатно. В прошлом году проведено десять семинаров для специалистов и родителей на тему «Аутизм: ждать или действовать». Их посетило более 100 человек.
В центре трудятся увлеченные преподаватели, убежденные в том, что нельзя действовать по одной и той же схеме со всеми воспитанниками. Елена Цимфер получила второе высшее образование специально, чтобы помогать детям с аутизмом, и уже пять лет является сотрудником «Интеграции».
– Первые два года были самыми сложными, почти не было никакой литературы, – вспоминает Елена Владимировна Цимфер, преподаватель-дефектолог. – Нас обучала всему Лариса Юрьевна, директор центра. Показывала на деле, как, что и отчего происходит. Сейчас, когда уже понимаешь механизмы патологий и можешь выстроить грамотную стратегию и тактику улучшений, с каждым новым ребенком получаешь такую практику и профессиональный рост, который больше нигде, пожалуй, невозможен.
В названии организации присутствует слово «взрослые». На самом деле в нашей стране практически не существует центров, которые занимаются проблемами людей с аутизмом старше 18 лет.
– Дети взрослеют. И те, кто не способен пойти в училище и освоить рабочую специальность, скажем, швеи или слесаря, выходят из какого-либо процесса вообще. Человек получает группу инвалидности, ему назначают пенсию, и он остается сидеть дома. Все полученные знания и умения постепенно теряются без дополнительной стимуляции, ведь мозг либо развивается, либо деградирует, – говорит Софья Колядина, мама особенного ребенка.
В этом году первый воспитанник «Интеграции» достигнет совершеннолетия. Для него и других подрастающих ребят на территории центра организуют теплицу, где они смогут продолжать обучение, приносить пользу как активные представители общества.
– В дальнейшем планируем создать цеха для работы наших особенных взрослых. Ведь они способны жить с максимальной пользой для себя, радовать близких. А мы в этом поможем, – делится планами председатель «Интеграции» Лариса Машкова.
Светлана БУЛАЕВА.
ВРЕЗКА:
Если аутизм диагностируется до двух лет и сразу встраивается в систему прогрессивной помощи, то есть шанс полноценной компенсации к школьному возрасту.
Ребенка следует показать специалистам, если он:
• не смотрит в глаза родителям или на их лицо, редко улыбается;
• не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки;
• не «гулит» к 12 месяцам;
• не говорит простых слов к 16 месяцам;
• не произносит простых фраз к 24 месяцам;
• агрессивен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению;
• играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам;
• неадекватно реагирует на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.
Ещё несколько лет назад аутизм считался довольно редким явлением. Когда специалисты научились определять различные нарушения при аутистических расстройствах, стало понятно, что они есть примерно у каждого сотого ребёнка.
Это привело к тому, что такой диагноз стали ставить чаще. Но возможность полноценной адаптации, к сожалению, остаётся на невысоком уровне. В стране не хватает соответствующих специалистов и центров. Софья Колядина, мама десятилетней Ольги с подтверждённым диагнозом «аутизм», вспоминает, что, несмотря на раннее диагностирование заболевания, пока девочке не исполнилось пять лет, она не могла найти никого, кто бы начал заниматься с дочерью.
– Дети с аутизмом очень тяжело поддаются педагогическому воздействию. У них серьёзные поведенческие нарушения, снижена мотивация. Даже преподаватели с отличным образованием и большим стажем редко могут их чему-то научить, – с грустью говорит Софья. – Олю не принимали в детский сад, а платные специалисты отказывались от неё после первого занятия.
После долгих поисков Софья узнала о кемеровской городской общественной организации «Интеграция», которая работает с детьми, имеющими ментальные нарушения. Для семьи это стало спасением.
– Для таких детей нет ничего лучше, – считает Софья Колядина. – В центре нас не просто взяли на занятия, а нашли подход к ребенку. Я вижу, как организация развивается и растет вместе с нашими детьми. Сначала дочь учили просто говорить, читать, писать. Теперь, когда она с этим справилась, приступили к трудовой терапии.
Основная задача «Интеграции» – не просто дать детям определенные навыки, а улучшить качество жизни, ведь они тяжело приспосабливаются к быту, часто не могут самостоятельно себя обслуживать. Им сложно делать элементарные для здорового человека вещи: налить тарелку супа, заправить постель, помыть пол.
– Основное состояние такого ребенка – ничегонеделание. Он многого не может и не хочет. Наши преподаватели стимулируют развитие, помогают осваивать и закреплять новые поведенческие навыки, – рассказывает председатель кемеровской городской общественной организации помощи детям и взрослым с нарушениями развития аутистического спектра «Интеграция» Лариса Машкова.
В прошлом году «Интеграция» выиграла грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и приступила к реализации проекта «Теремок».
– Это курсовое обучение детей самостоятельному проживанию независимо от взрослых, – поясняет Лариса Юрьевна. – Происходит это в специально оборудованном помещении с земельным участком на улице Карболитовской. В учебных целях воспитанники некоторое время проживают в центре и даже остаются ночевать под присмотром педагогов.
В проекте принимают участие только подготовленные подростки, адаптировавшиеся к педагогам, прошедшие индивидуальные занятия. Переход к полному дню происходит постепенно.
– Ни одна общественная организация за Уралом не делает ничего подобного. Это стало возможным благодаря колоссальной поддержке городских властей, – говорит Лариса Машкова. – Нам выделили в социальную аренду помещение с территорией, где мы и организовали обучение деток.
Сегодня «Интеграция» обслуживает до 50 человек ежедневно, оказывая социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и социально-трудовые услуги. Организация входит в государственный перечень поставщиков социальных услуг, что помогает частично компенсировать затраты родителей.
– В 2018 году компенсацию получили 20 семей. В 2019-м планируем увеличить их количество до 30. Стараемся привлечь дополнительные средства за счет грантов и конкурсов, чтобы сделать наши услуги доступными.
Здесь уделяют особое внимание мамам и папам, ведь им тоже необходима поддержка. Они могли отправить особенных детей в специализированные учреждения, но не только не сделали это, но и продолжают ежедневно бороться за их счастье и здоровье.
– Конечно, семьи находятся в стрессе. Даже самые благополучные и позитивно настроенные взрослые испытывают усталость. Мы разговариваем с ними, объясняем наши совместные задачи и показываем новое состояние детей. То, что иногда пугает, может оказаться позитивным изменением, поэтому так важно все проговаривать, – считает Лариса Юрьевна.
Кроме учебно-коррекционной деятельности «Интеграция» активно занимается просветительской работой, выпускает справочники по диагностике аутизма и первой помощи, которые распространяет бесплатно. В прошлом году проведено десять семинаров для специалистов и родителей на тему «Аутизм: ждать или действовать». Их посетило более 100 человек.
В центре трудятся увлеченные преподаватели, убежденные в том, что нельзя действовать по одной и той же схеме со всеми воспитанниками. Елена Цимфер получила второе высшее образование специально, чтобы помогать детям с аутизмом, и уже пять лет является сотрудником «Интеграции».
– Первые два года были самыми сложными, почти не было никакой литературы, – вспоминает Елена Владимировна Цимфер, преподаватель-дефектолог. – Нас обучала всему Лариса Юрьевна, директор центра. Показывала на деле, как, что и отчего происходит. Сейчас, когда уже понимаешь механизмы патологий и можешь выстроить грамотную стратегию и тактику улучшений, с каждым новым ребенком получаешь такую практику и профессиональный рост, который больше нигде, пожалуй, невозможен.
В названии организации присутствует слово «взрослые». На самом деле в нашей стране практически не существует центров, которые занимаются проблемами людей с аутизмом старше 18 лет.
– Дети взрослеют. И те, кто не способен пойти в училище и освоить рабочую специальность, скажем, швеи или слесаря, выходят из какого-либо процесса вообще. Человек получает группу инвалидности, ему назначают пенсию, и он остается сидеть дома. Все полученные знания и умения постепенно теряются без дополнительной стимуляции, ведь мозг либо развивается, либо деградирует, – говорит Софья Колядина, мама особенного ребенка.
В этом году первый воспитанник «Интеграции» достигнет совершеннолетия. Для него и других подрастающих ребят на территории центра организуют теплицу, где они смогут продолжать обучение, приносить пользу как активные представители общества.
– В дальнейшем планируем создать цеха для работы наших особенных взрослых. Ведь они способны жить с максимальной пользой для себя, радовать близких. А мы в этом поможем, – делится планами председатель «Интеграции» Лариса Машкова.
Светлана БУЛАЕВА.
ВРЕЗКА:
Если аутизм диагностируется до двух лет и сразу встраивается в систему прогрессивной помощи, то есть шанс полноценной компенсации к школьному возрасту.
Ребенка следует показать специалистам, если он:
• не смотрит в глаза родителям или на их лицо, редко улыбается;
• не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки;
• не «гулит» к 12 месяцам;
• не говорит простых слов к 16 месяцам;
• не произносит простых фраз к 24 месяцам;
• агрессивен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению;
• играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам;
• неадекватно реагирует на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!