Подробности
Присоединяйтесь
Портфолио: ткацкая мастерская
8 декабря 2020
Несмотря на общие задачи, стоящие перед ремесленными мастерскими, между ними много различий, определяющихся особенностями каждого ремесла. Уже при первом взгляде на ткацкую мастерскую возникает ощущение домашнего уюта. Светлая комната оборудована двумя ткацкими станками: напольным и настольным. Вдоль стены идут неглубокие стеллажи с инструментами, тканями, клубками тканевых лент и изделиями. В мастерской установлена швейная машинка для сшивания тканевых лент. Эта комната сразу настраивает на спокойный рабочий лад.
С каждым учеником мастер ткацкого дела внимательно изучил все оборудование мастерской. Все предметы в мастерской находятся в определенных местах. Места хранения инструментов, материалов и изделий обозначены табличками с картинками и названиями. Ребята запомнили названия основного и дополнительного оборудования, названия деталей станков и инструментов. Весь лексический объем ткацкой мастерской для ребят новый: сновальная рама, вал, зев, основа, скамья, челнок-лодочка, крючок, веревка, шпульная рама, колотушка ковровая, нож прибивочный, сновальный колышек, бердо, галева, струбцины, ремизная рама, глазок и т.д. Ребята научились правильно подбирать инструменты для работы на определенной модели ткацкого станка, сновать основу на сновальной раме (по опорной схеме), резать ткань на полоски для тканых ковриков, сшивать нитки на швейной машинке, наматывать тканевые нитки на челнок, в клубок, в косичку, на шпульную раму. Совместно с мастером они заправляют ткацкие станки нитями. В результате все ребята овладели техникой ткачества горизонтальными линиями на ткацких станках и научились изготавливать прекрасные изделия из тканей разной фактуры: коврик «Домашний» из хлопковой ткани, коврик «Уют» из махровой ткани, тканый пояс, половик комнатный из трикотажной ткани. Ткать на большом напольном двухремизном ручном ткацком станке «Оптима-ультра, механизированном двумя педалями, оказалось доступнее ученикам, чем на настольном небольшом ткацком станке «Оптима-мини», где каждая операция выполняются вручную.
В мастерскую приходят дети потенциально способные к освоению ткачества, но когнитивные возможности их не реализованы в полной мере. Выстраивая ткацкую деятельность, мастер ищет в первую очередь мотивацию, интерес, который позволит ученику справляться с освоением новых знаний и умений. Если ученик кратковременно удерживает работу зрительно – мастер подключает его слуховой анализатор. При слабом развитии сенсорных функций подойдет использование более жестких материалов. Если ученик показал особое пристрастие к определенным материалам по цвету и фактуре - мастер старается включить эти материалы в готовое изделие. Подробные технологические карты и фотоинструкции помогают ученику ориентироваться в оборудовании ткацкой мастерской и в процессе изготовления изделий.
Четкая последовательная структура ткацкого дела при изготовлении изделий служит для ученика с недостаточной внутренней организацией деятельности, как канва служит основой для создания сложных узоров. Умение самоорганизовать поведение в таком четком ремесле ученик постепенно переносит на другие виды деятельности: общение в семье, освоение других ремесленных навыков. Материалы, используемые в ткацком деле, особо привлекательны: красивы, приятны на ощупь, имеют разные фактуры, развивают у учеников эстетические чувства. Работа с нитями способствует концентрации внимания, развитию точности моторных функций. Занятия ткачеством формируют основы программирования и контроля, поскольку легко раскладываются на последовательные шаги с четким началом и концом.
С каждым учеником мастер ткацкого дела внимательно изучил все оборудование мастерской. Все предметы в мастерской находятся в определенных местах. Места хранения инструментов, материалов и изделий обозначены табличками с картинками и названиями. Ребята запомнили названия основного и дополнительного оборудования, названия деталей станков и инструментов. Весь лексический объем ткацкой мастерской для ребят новый: сновальная рама, вал, зев, основа, скамья, челнок-лодочка, крючок, веревка, шпульная рама, колотушка ковровая, нож прибивочный, сновальный колышек, бердо, галева, струбцины, ремизная рама, глазок и т.д. Ребята научились правильно подбирать инструменты для работы на определенной модели ткацкого станка, сновать основу на сновальной раме (по опорной схеме), резать ткань на полоски для тканых ковриков, сшивать нитки на швейной машинке, наматывать тканевые нитки на челнок, в клубок, в косичку, на шпульную раму. Совместно с мастером они заправляют ткацкие станки нитями. В результате все ребята овладели техникой ткачества горизонтальными линиями на ткацких станках и научились изготавливать прекрасные изделия из тканей разной фактуры: коврик «Домашний» из хлопковой ткани, коврик «Уют» из махровой ткани, тканый пояс, половик комнатный из трикотажной ткани. Ткать на большом напольном двухремизном ручном ткацком станке «Оптима-ультра, механизированном двумя педалями, оказалось доступнее ученикам, чем на настольном небольшом ткацком станке «Оптима-мини», где каждая операция выполняются вручную.
В мастерскую приходят дети потенциально способные к освоению ткачества, но когнитивные возможности их не реализованы в полной мере. Выстраивая ткацкую деятельность, мастер ищет в первую очередь мотивацию, интерес, который позволит ученику справляться с освоением новых знаний и умений. Если ученик кратковременно удерживает работу зрительно – мастер подключает его слуховой анализатор. При слабом развитии сенсорных функций подойдет использование более жестких материалов. Если ученик показал особое пристрастие к определенным материалам по цвету и фактуре - мастер старается включить эти материалы в готовое изделие. Подробные технологические карты и фотоинструкции помогают ученику ориентироваться в оборудовании ткацкой мастерской и в процессе изготовления изделий.
Четкая последовательная структура ткацкого дела при изготовлении изделий служит для ученика с недостаточной внутренней организацией деятельности, как канва служит основой для создания сложных узоров. Умение самоорганизовать поведение в таком четком ремесле ученик постепенно переносит на другие виды деятельности: общение в семье, освоение других ремесленных навыков. Материалы, используемые в ткацком деле, особо привлекательны: красивы, приятны на ощупь, имеют разные фактуры, развивают у учеников эстетические чувства. Работа с нитями способствует концентрации внимания, развитию точности моторных функций. Занятия ткачеством формируют основы программирования и контроля, поскольку легко раскладываются на последовательные шаги с четким началом и концом.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!