Портфолио: керамическая мастерская


8 декабря 2020
Уважаемые читатели: родители, педагоги, медики, специалисты социальной защиты, волонтеры!
Книга, которую вы держите в руках, - это способ поделиться опытом со всеми, кто разделяет наши интересы в сфере занятий с особыми детьми и подростками. КГОО «Интеграция» приняла решение развиваться вместе с развитием возможностей, способностей  и потребностей особых детей. Здесь представлено начало  реализации нового проекта организации «Ремесленные мастерские для подростков с ментальной инвалидностью в условиях учебного сопровождаемого проживания» в городе Кемерово в Кузбассе, поддержанного Фондом президентских грантов в 2019-2020 году.
Наша помощь взрослеющему особому ребенку исходит  от  его возможностей и потребностей и направлена на постоянную поддержку  развития самостоятельной активности. Помощь предполагает полное принятие ребенка и уважение к его личности, в каком бы сложном состоянии он не находился. По нашему глубокому убеждению нет такого ребенка, которому нельзя было бы помочь, и чем тяжелее его состояние, тем более он в этой помощи нуждается. Главная цель нашей помощи особому ребенку и его семье – способствовать его интеграции в обществе. Для этого у каждого ребенка должны быть удовлетворены не только базовые потребности: в пище, питье, воздухе, жизненная необходимость которых  очевидна. Не менее важно  создавать условия для развития  сенсорных потребностей ребенка - потребностей в познании окружающего мира: зрительных, слуховых, тактильных, познавательных. Правильно организованное обучение создает у ребенка ощущение успешности и приводит к улучшению психического и соматического состояния. Для нас социализация и интеграция особого ребенка – это не благоустройство и комфорт его жизни, а максимальное развитие возможностей ребенка для его успешной адаптации. В подростковом возрасте особого ребенка закономерно наступает этап выбора интересующей ребенка сферы знаний и специализация в ней. Проект «Ремесленные мастерские для подростков с ментальной инвалидностью в условиях учебного сопровождаемого проживания» в начале своего становления представлен пятью ремесленными мастерскими: гончарное дело, полиграфическое дело, швейное дело, ткацкое дело, столярное дело.
Мы выражаем глубокую благодарность нашим ученикам и их родителям, без многолетнего сотрудничества с которыми, эта публикация была бы невозможной.
 
 
На начальном этапе занятий в керамической мастерской для ребят с ментальной инвалидностью стоят следующие задачи: сформировать базовые знания, умения и навыки работы с глиной, изучать основные свойства глины, осваивать основные приемы лепки из глины, узнать  и запомнить названия основного и дополнительного оборудования керамической мастерской, учить названия специальных инструментов и отдельных операций.
А главной задачей в этот период является развитие и поддержание у ребят интереса к занятиям с глиной. Ребята приходят в керамическую мастерскую без каких либо знаний и представлений о керамике. Для того, чтобы посещение керамической мастерской стало важным для ребят требуется длительное время.  Формировать интерес ребят помогает выполнение следующих условий: доступная наглядность всего процесса обучения; наличие образцов готовых изделий; технологические карты с алгоритмом выполнения задания для каждой новой операции; предоставление возможности выбора техники лепки, декора, темы; оказание быстрой необходимой помощи – это может быть рассказ мастера, показ возможного варианта решения, частичная помощь при выполнении отдельного приема лепки, вызвавшего затруднение; постоянное чередование обучающих занятий с занятиями по собственному выбору, что позволяет ученику мастерской создавать то изделие, которое ему хочется.
На начальном этапе работы ученика в его  керамической мастерской важно верно оценить работоспособность – примерное время, в течение которого ученик может заниматься без признаков усталости; увидеть его индивидуальный темп деятельности; оценить интерес или отсутствие интереса у ученика к работе с глиной; диагностировать ведущую руку ученика; состояние его опто-моторной координации. Важно оценить сформированность общетрудовых умений и навыков. Это умение самостоятельно планировать свою деятельность и изменить замысел в ходе работы; оценить соответствие замысла и полученного результата, проявить критичность при оценке собственных возможностей. Мастер должен зафиксировать  способ решения возникающих трудностей – просит  ли ученик о помощи или пытается найти решение самостоятельно; оценить индивидуальные особенности лепки – пластичность, соответствие изделия реальному предмету, стереотипность выполнения, наличие или отсутствие творческого компонента (способность передавать посредством глины свое видение мира).
Данные наблюдения записываются и используются для планирования работы с учениками и для оценки полученных результатов. На начальном этапе обучения в керамической мастерской общим стало только время начала занятия, поскольку у ребят оказались очень разные общетрудовые возможности и темп деятельности. К базовым умениям в керамической мастерской относятся умения раскатать пласт глины, скатать жгут, скатать шар, вырезать деталь по шаблону или намеченному рисунку. Обучение начинается с изготовления плоскостных изделий, а затем мы переходим с учеником к изготовлению объемных изделий. 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!