Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра


19 марта 2018
Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра
Т.Ю. Сунько, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, tasunko@yandex.ru
Успешное взаимодействие обучающихся в коллективе сверстников предполагает умелое общение, требующее планирования учебного сотрудничества. Планирование учебного сотрудничества ориентируется на определение цели общения, функций участников речевого взаимодействия, установление способов взаимодействия в определенной обстановке речевого общения. Однако при расстройствах аутистического спектра успешное взаимодействие в коллективе сверстников затруднено из-за всевозможных нарушений вербальных, невербальных средств общения, нарушений формирования экспрессивной речи, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи при сочетании когнитивных и аффективных отклонений. Следует отметить, что при расстройствах аутистического спектра вопрос формирования экспрессивной речи может быть рассмотрен с позиции адаптации обучающихся к изменяющимся условиям жизни, с позиции внутренней потребности в речевом общении, с позиции понимания коммуникативных норм в учебном сотрудничестве. Вместе с тем, в деятельности по планированию учебного сотрудничества необходимо учитывать конкретную ситуацию речевого общения, а также и то, с кем происходит общение, для чего оно происходит, где, когда, как и зачем оно реализуется. В дальнейшем следует учиться осуществлять постановку вопросов для инициативного сотрудничества в реализации поиска и сбора необходимой информации. Затем очень важно уметь разрешать конфликты, то есть искать различные варианты решения одной и той же задачи, связанной, например, с ситуацией отказа, просьбы или извинения, убеждения участников общения, следовательно, оценивать вариативные способы разрешения спорных вопросов в конкретной обстановке общения и принимать решение.
Планирование учебного сотрудничества невозможно также без управления поведением участников речевого общения по средством ведения контроля, коррекции, оценки их действий в рамках коммуникативного поведения . В условиях анализа примеров успешного и неуспешного общения, а также для создания своих собственных высказываний в решении намеченных коммуникативных задач, оценки своей и чужой речи могут сформироваться умения по адаптации к изменяющимся условиям жизни, по рефлексии своего коммуникативного поведения. Поэтому в процессе речевого общения достаточно трудно обойтись без умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями речевой коммуникации, так как владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами может быть отнесено к видам коммуникативных действий, из которых выстраивается коммуникативное поведение, в том числе и при расстройствах аутистического спектра.
При выстраивании коммуникативных действий следует уделять внимание системе упражнений, направленных на формирование правильного дыхания, уточнение артикуляционных укладов, закрепление коммуникативно-речевых норм. Полезно использовать при формировании коммуникативных действий различные сценарии речевого общения, составлять тексты различной жанровой направленности и поощрять импровизационные высказывания участников общения . Известные описания законов и принципов успешного речевого общения подтверждают, что оно может развиваться по различным сценариям.
Сценарии речевого общения зависят как от самой коммуникативной ситуации, ее особенностей, так и от постоянных или ситуативных ролей, которые принимают участники этого общения. Восприятие, интерпретация и понимание конкретного речевого действия осуществляются через понимание определенных основ развития конкретного общения и анализа его результата. Следовательно, обучающимся с РАС важно понимать правила, по которым вы- страивается речевое общение и оценивается эффективность, удачность, целесообразность используемых коммуникативных средств и приемов, а также и нарушения в речевом общении. Последние могут быть грубые, негрубые, допустимые. При этом для участников речевого общения создается возможность проговорить свои затруднения и в игровой форме не только освоить различные роли, но и выработать умения анализировать и создавать различные речевые произведения, умения понимать других людей, считаться с их мнениями. Любое речевое действие строится на основе триады этоса, логоса, пафоса, то есть речевого намерения, словесных средств, речевых норм.
Общающийся должен хорошо знать предмет речи, уметь выражать свои мысли в различных ситуациях речевого общения, что требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств для достижения поставленных целей, постоянного внимания к действиям участников общения, коррекции собственного коммуникативного поведения. Деятельность в общении всегда осуществляется как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком и необходимости в нем самом как в партнере при достижении общей цели.
Потребность в общении переходит в готовность согласования своего коммуникативного поведения с коммуникативным поведением участников общения, в стремление к сотрудничеству. Эффективное речевое взаимодействие обеспечивается при условии соблюдения всеми участниками речевого общения определенных норм . Обычно к речевым нормам относят коммуникативные качества речи, такие как правильность, чистота, точность, логичность, богатство, уместность, доступность, выразительность. Данные качества также подчиняются и нормам общения. Эти нормы призваны согласовать все стороны общения, а именно видеть других людей, понимать свои поступки и свое отношение к ним в конкретных ситуациях.
Выделяются этические, коммуникативные и речевые нормы общения. Этические нормы относятся к мотивам речи, к области культуры общения. Доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности относятся к этическим нормам. Эти нормы — стратегического уровня по построению взаимоотношений с социальной средой и с другими людьми. Часто как соблюдение, так и несоблюдение этических норм закладывается на этапе целеполагания при реализации намерения к речевому общению. Коммуникативные нормы связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей. Они направлены на выбор ситуации общения, участников, предмет речи и реализацию плана речи.
Средством реализации и этических, и коммуникативных норм выступают речевые нормы, к которым относятся коммуникативные качества речи. При этом речевые нормы включают в себя и языковые. Этические и коммуникативные нормы тесно взаимосвязаны. Этические нормы во многом определяют коммуникативные, поскольку, в первую очередь, регулируют моральную и содержательную стороны общения. Коммуникативные нормы обеспечивают и регулируют сам процесс общения. В то же время этические нормы коммуникативно ориентированы, диктуют необходимость нести ответственность за свои слова и коммуникативное поведение.
Нарушения этических норм приводят к неприятию со стороны других участников общения. Коммуникативные нормы этичны, поскольку они регулируют процесс общения, предписывают достижение его целей при соблюдении этических норм . Этические и коммуникативные нормы помогают согласовать все стороны общения, относящиеся к рекомендациям, советам, запретам, которые формировались на основе понимания законов общения. Механизмом реализации законов и формирования коммуникативного поведения является само общение при условии достижения его эффективности в целом как процесса и как результата. Речевые нормы выступают как средства соблюдения этических и коммуникативных норм общения.
Нарушение чистоты речи является нарушением норм, так как проявляется неуважение к участникам общения и может привести к коммуникативной неудаче, прекращению общения . О культуре речи свидетельствует имен- но эффективность, а не только результативность речи. Постановка цели, способы и средства ее достижения, сам процесс речи и результат будут соответствовать этическим, эстетическим и другим правилам. Если результат достигнут, но достигнут другими, не этичными способами, то это только результативность, но не эффективность речи и ее несоответствие основным законам общения.
В речевом общении на первое место по значимости выходят личностные взаимоотношения общающихся. Поэтому основным критерием оценки с точки зрения соблюдения этических норм является соотнесение качеств: этично, красиво и прилично. В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность, так как речь должна быть доступна адресату, содержательна, логична, вежлива. С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. Обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку, который может и не участвовать в данной ситуации общения. В эти нормы входят указания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства. Кроме того, к числу обязательных для исполнения в общении норм относится и такое требование как проявление уважения к другим людям.
Этические нормы можно отнести к рекомендуемым. Этично проявлять уважение к людям. Это касается позиции говорящего относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя. Из этого следует и уважение чувства собственного достоинства других людей, умение видеть в них положительные качества.
 Не следует забывать, что в требованиях к метапредметным результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в силу вариативности исключаются по второму варианту такие коммуникативные умения как готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, определять общие цели и пути достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности .Данный вариант ориентирован на развитие у обучающихся жизненных компетенций по введению в социальную среду, планомерному формированию учебной деятельности и коммуникативного поведения.
Под коммуникативным поведением понимаем произнесение и слушание звуковых единиц (работа органов речи, физические движения мышц речевого аппара- та, напряжения органов слуха); понимание речевых единиц, соотнесение комплексов звуков, морфем, слов, предложений с внеязыковой реальностью (работа физиологического аппарата мышления); оценка выразительности речи (работа физиологического аппарата эмоционально-волевой сферы); запоминание (работа памяти), знание законов и правил речевого общения, умение определять речевой жанр по жанрообразующим признакам и речевая практика.
Для возможности реализации коммуникативного поведения при расстройствах аутистического спектра важны специальные условия получения образования. Деятельность по обучению, воспитанию и развитию выстраивается на основе адаптированной основной образовательной программы. На основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся определяется форма получения образования, условия пребывания в образовательной организации, организуется работа педагогов, специалистов сопровождения, разрабатывается учебно-методическое обеспечение, выбираются технологии, методы обучения и воспитания, реализуются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия в урочной и внеурочной деятельности, составляется внешкольная программа. Внеурочная деятельность наравне с урочной обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной про- граммы.
Внеурочная деятельность помимо известных направлений включает и коррекционно-развивающую область, которая представлена обязательными курсами, в том числе и по формированию коммуникативного поведения в индивидуальной и групповой формах. Значение такого курса велико, так как именно в рамках данных занятий формируются коммуникативные действия и выстраивается коммуникативное поведение обучающихся с РАС с последующим закреплением на предметном содержании и отработкой в условиях речевой практики.
Урочная деятельность может быть ориентирована на обучение определению цели общения, функций участников речевого взаимодействия, способов взаимодействия в различных обстоятельствах коммуникации. Поскольку данная деятельность может происходить при приближенных к повседневной жизни условиях, то обучающиеся с расстройствами аутистического спектра не просто становятся исполнителями тех или иных ролей, а учатся способам взаимодействия в определенной обстановке речевого общения, адаптации к изменяющимся условиям жизни и пробуют анализировать свое коммуникативное поведение через мотивацию, актуализацию знаний и умений, описание некоторых компонентов речевой ситуации.
Для формирования умений создавать свои собственные высказывания в конкретной обстановке общения необходимо определение значимых компонентов речевой ситуации: кто говорит или пишет, почему, для чего, зачем, что, как, когда. Обычно описываются близкие обучающимся жизненные ситуации, но нередко предлагаются и другие речевые роли, такие как роль учителя, директора, отца и др. Описываемые события могут происходить и в воображаемых странах, в которых действуют придуманные герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени обучающиеся приветствуют, благодарят, извиняются, просят и др. Согласно речевому поведению вырабатывается умение учитывать различные обстоятельства общения, что очень важно для того, чтобы оно было эффективным.
Итак, механизмами формирования в учебном сотрудничестве коммуникативного поведения у обучающихся при расстройствах аутистического спектра являются и внутренняя потребность в речевом общении, построенном по коммуникативным нормам, при условии достижения эффективности в целом как процесса и как результата, и его реализация с учетом того, с кем и когда оно происходит, с какой целью, где и каким образом.
Аутизм и нарушения развития. Т. 15. № 4 (57). 2017

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!