Новые средства развития письменной речи детей. Компьютер в руках дефектолога


28 июля 2018

Разработанный в Институте коррекционной педагогики подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере широко применяется учителями-дефектологами на уроках языкового цикла и доказал свою эффективность. Использование в обучении неспециализированных компьютерных программ, объединенных общим названием «Текстовые редакторы», является действенным средством развития письменной речи младших школьников, испытывающих по тем или иным причинам трудности в овладении данной формой речи, в том числе и для различных категорий детей с ОВЗ.

В ГКОУ Калужской области «Людиновская школа-интернат…», где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, ученики младших классов в течение учебного года успешно осваивали текстовый редактор, под руководством учителя создавая небольшие тексты о своей жизни. В результате были изданы сборники рассказов, написанные и проиллюстрированные самими детьми, под названием «Мои рассказы (Истории из моей жизни)».

Предоставим слово Елене Викторовне Тихоновой, учителю-дефектологу юных авторов, выступившей в роли редактора книжек и в предисловии подробно описавшей опыт их создания.

 
  • «Рассказы, собранные в этих небольших книжках, – это истории из жизни учеников, которые они сочинили сами. Дети обучаются в 3 и 4 классах школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

    В этих маленьких рассказах отражается жизненный опыт младшего школьника, небольшой, но очень личный: события школьной жизни, поездки домой на выходные и каникулы, встречи с родными людьми, мысли и чувства, возникающие в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим миром... Младшие школьники могут охотно рассказывать о себе и о том, что их волнует. Но какое средство выбрать, чтобы вызвать у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) неограниченное желание рассказать в письменной форме о событиях своей детской жизни? Как развивать у него желание и способность сочинять и редактировать истории, и посредством этого сочинительства развивать письменную речь? Такое средство есть! Это компьютерные программы, объединённые общим названием «Текстовые редакторы». Рассказы нашего ученика, эти маленькие сочинения на свободную тему, как раз и были написаны на клавиатуре компьютера, используя возможности текстового редактора. Задача написать сочинение, рассказать историю в письменной форме, бывшая прежде почти непосильной для младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью, теперь, благодаря имеющимся компьютерным программам под общим названием «Текстовые редакторы», стала для него и посильной, и интересной!

    На современном этапе развития коррекционной педагогики текстовые редакторы рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих выраженные трудности в овладении письменной речью. «Уникальность текстовых редакторов для детей, испытывающих трудности на пути развития речи, состоит в том, что впервые открывается возможность неограниченного экспериментирования с языковым материалом в пределах текста», – пишет О.И. Кукушкина, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», д.пед.н., член-корреспондент РАО, автор метода использования текстового редактора в обучении письменной речи детей с ОВЗ. Таким детям трудно подбирать слова, грамматически и логически правильно оформить высказывание. Особенно трудно им проделать эти операции в умственном плане. «Только компьютерная технология, а именно текстовый редактор, способен предоставить таким детям комфортные условия для такого экспериментирования с языковым материалом в пределах целостного текста» (О.И. Кукушкина).

    Уже имеется опыт применения текстового редактора для развития письменной речи у слабослышащих детей, у детей с задержкой психического развития. Мы использовали эту компьютерную технологию в работе с такой трудной категорией детей, какой являются дети с интеллектуальными нарушениями. Младшие школьники с умственной отсталостью не пишут школьных сочинений. Этого не требует учебная программа данного вида школ. Лишь в старших классах программой предусмотрено написание учениками сочинений по картине, однако даже для старшеклассников этот вид языковой деятельности является очень трудным, и, говоря откровенно, не очень желанным занятием. Использование нами «Текстового редактора» в работе с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями показало, что работа по написанию сочинений может начинаться и с этой категорией детей и не в старших классах, а на гораздо более ранних этапах обучения. И работа эта вполне может стать для них и желанной, и интересной, и полезной!

    В течение одного учебного года с несколькими учениками 3-го и 4-го классов школы-интерната мы проводили уроки и занятия в рамках коррекционного курса «Логопедия», на которых они осваивали некоторые операции текстового редактора, а именно: ввод текста (навык ввода прописной буквы, точки, запятой, вставки пробела между словами, переход на другую строку, перемещение курсора); редактирование текста (удаление, перемещение, копирование и вставка единиц текста); проверка орфографии и грамматики, сохранение файла. Создавая тексты на компьютере, ученики были избавлены от привычного страха сделать ошибку, который всегда сопутствует самостоятельной работе детей в тетрадях, от необходимости переписывать неудачный вариант. Скованность и напряжение исчезали, а языковая инициатива, напротив, появлялась. На этих уроках не ставилась задача обучить детей текстовому редактору. Задачи, решаемые на них, находились в области общегоразвития детей. Рассказы, написанные детьми и собранные затем в книжки, являются не только примерами словесного творчества младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, но и учебными контрольными работами, отражающими умение детей писать и редактировать доступные им тексты на компьютере.

    Примечателен тот факт, что дети сами предлагали темы для своих сочинений. Их увлекла идея стать «писателями». Важно, что их пример побуждал и других детей в классе сочинять истории и записывать их на компьютере. Мы наблюдали, как в процессе работы с текстовым редактором, по мере выполнения упражнений, предлагаемых авторами методики, у детей возрастал интерес к сочинениям как таковым и к сочинениям друг друга. Например, в нашем эксперименте участвовали два ученика, которые являются родными братьями. Они не только с большим любопытством относились к работам друг друга, но начинали даже «соревноваться» друг с другом за более подробное и точное описание событий жизни своей семьи, описанных в их рассказах. А это, в свою очередь, открывало поприще для педагогической (логопедической) работы с детьми по интенсивному речевому развитию и коррекции его нарушений.

    Желание «сочинять» истории и записывать их на компьютере увлекло детей, давая, таким образом, им – уверенность в себе и желание и дальше сочинять и редактировать тексты, а учителю – возможность использовать компьютерную технологию «Текстовый редактор» в качестве нового средства развития письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями.

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет требования к материально-техническим условиям получения образования данной категорией детей. Стандарт указывает, что технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) должны удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также способствовать мотивации учебной деятельности, развивать познавательную активность обучающихся.

    По нашему мнению, использование текстового редактора как средства развития письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью не только возможно, но и полезно. Уже в начальных классах следует вводить текстовый редактор как инструмент редактирования интересных и доступных детям текстов. Задачи по формированию умения создавать и редактировать тексты должны решаться на уроках языкового цикла. Включение таких уроков в обязательную школьную программу способствовало бы не только выполнению требований Стандарта, но и значительному продвижению детей по пути овладения ими письменной речью. Что и является нашей главной задачей!»


    Е.В. Тихонова, учитель-дефектолог ГКОУ Калужской области
    «Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
    с ограниченными возможностями здоровья»


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!